• Пригород Киева, Зазимье
  • ул. Промышленная, 6
  • Пн-Пт с 9:00 до 19:00
  • Сб,Вс с 10:00 до 17:00
avtofishki.com.ua

Неисправности тормозной системы. Причины и способы устранения

  • Неисправности тормозной системы. Причины и способы устранения

Согласно п.2.3.1 ПДД, садиться за руль транспортного средства с поврежденными тормозами запрещено. Поэтому каждому водителю нужно уметь определять базовые или основные неисправности тормозной системы, чтобы его автомобиль не представлял угрозы ни для него самого, ни для пешеходов.


Алгоритм работы тормозной системы


Большинство современных транспортных средств оснащается системой торможения, работающей по следующему алгоритму:

  1. Водитель давит на тормозную педаль.
  2. Посредством усилителя импульс направляется на ГТЦ (главный тормозной цилиндр).
  3. Тормозная жидкость (ТЖ) под давлением подается к колесным цилиндрам. Как правило, почти все современные машины оборудованы механизмом из двух автономных контуров. В случае отказа одного подключается второй и автомобиль останавливается.
  4. Колесные цилиндры запускают механизм торможения: колодки плотно прижимаются к вращающимся дискам и движение колес замедляется.

Но чтобы внезапные неисправности тормозной системы не стали причиной трагедии, многие производители оснащают автомобили дополнительными электронными устройствами, которые повышают эффективность торможения. К ним относится, например, ABS (антиблокировочная система) или EBD (механизм распределения тормозных усилий). Задача первого состоит в том, чтобы исключить блокировку колес при внезапном сбросе скорости. Второй на основании показаний приборов ABS контролирует вращение и угол поворота колес, чтобы установить для каждого из них нужное тормозное усилие.

Благодаря этим вспомогательным мерам система действует безотказно, устойчивость автомобиля сохраняется, снижается риск его заноса во время снижения скорости.


Основные неисправности тормозной системы


Любая техническая неисправность автомобиля может привести к аварии, поэтому нельзя игнорировать необходимость своевременной диагностики ТС. И хотя из-за усложнения конструкции тормозных систем самостоятельно определить причину поломки непросто, все же стоит научиться распознавать распространенные признаки неполадок с тормозами. Чаще всего обнаруживаются следующие проблемы:


Неисправности Возможная причина Варианты устранения поломки
Снижение уровня ТЖ
  1. Износ тормозных колодок.
  2. Утечка ТЖ из системы.
  1. Заменить износившиеся элементы.
  2. Проверить, нет ли на элементах системы характерных потеков.
Низкая педаль тормоза
  1. Заклинивает систему авторегулировки барабанных тормозов, которая разводит колодки с учетом их изнашивания.
  2. Истирание колодок.
  3. Утечка ТЖ.
  1. Отрегулировать систему. Это временно возобновит ход педали, однако если колодки будут продолжать изнашиваться, проблема вернется. Необходимо ее почистить или заменить.
  2. Заменить колодки.
  3. Восполнить недостаток жидкости.
Чересчур мягкая педаль тормоза
  1. Попадание воздуха в систему.
  2. Поломка ГТЦ.
  3. Закипание жидкости вследствие повышения температуры рабочего цилиндра.
  1. Прокачать тормоз, чтобы устранить воздух.
  2. Отремонтировать тормозной цилиндр.
  3. Заменить ТЖ.
Большой ход тормозной педали
  1. Изнашивание тормозных колодок.
  2. Пузырьки воздуха в системе.
  1. Заменить колодки.
  2. Удалить воздух из системы.
Провал педали тормоза
  1. Износ одного из тормозных цилиндров.
  2. Разгерметизация гидросистемы.
  3. Низкое качество ТЖ.
Заменить все резиновые уплотнители и ТЖ, а затем прокачать систему, чтобы удалить из нее воздух.
Скрежет при нажатии педали Трение истертой колодки о тормозной диск. Заменить колодки и расточить рабочие поверхности диска.
Неравномерное или малоэффективное торможение
  1. Протекание смазки или ТЖ на рабочую поверхность колодки.
  2. Механические повреждения на плоскостях дисков или барабанов.
  1. Устранить протечки и установить новые колодки.
  2. Расточить или заменить диски.


При повышенной жесткости тормозной педали дефект усилителя следует оценивать с учетом его типа:

  • вакуумный – утечка во впускной камере, дефекты вакуумной трубки, собственно усилителя или его следящего клапана;
  • гидравлический – истирание приводного ремня усилителя, недостаточный уровень либо протекание жидкости в этом устройстве. Иногда, хотя достаточно редко, отказывает и сам гидроусилитель.

Конечно, этот список не стоит считать полным. Однако зачастую перечисленные причины помогают водителю оценить серьезность поломки и вовремя обратиться за помощью.


Дополнительные рекомендации


Роль тормозов не менее важна, чем значение рулевого управления или двигателя. От состояния тормозной системы зависит безопасность тех, кто находится в автомобиле, а также других участников дорожного движения.

Чтобы механизм прослужил как можно дольше, нужно придерживаться некоторых правил:

  1. Обслуживать автомобиль у квалифицированных специалистов.
  2. Своевременно менять тормозную жидкость (раз в 2 года или спустя 30 000 - 40 000 км). Во избежание подделок покупать ТЖ только у сертифицированных продавцов.
  3. Обкатывать тормозные элементы после замены – избегать агрессивного или длительного торможения первые 250-300 км.
  4. Реагировать на предупреждения бортового компьютера о неполадках.
  5. Придерживаться требований производителя авто в отношении покупки комплектующих, а также резины и дисков.
  6. Не превышать допустимый износ деталей.

Замена тормозных элементов должна производиться с учетом необходимости, а не пробега автомобиля. Если вы передвигаетесь по городу, передние колодки могут выйти из строя уже через 10 000 км, хотя при движении за городом они служат в 5-6 раз дольше. Задние колодки изнашиваются в 2-3 раза медленнее.


Как действовать в случае отказа тормозов


Когда отказывают тормоза, следует быстро оценить обстановку и продумать последовательность действий. Если ситуация не критичная, необходимо:

  1. Включить аварийную световую сигнализацию.
  2. Снизить скорость, плавно тормозя двигателем и стояночным тормозом.
  3. Съехать на обочину.

Резко затягивать ручник на высокой скорости нельзя – сильный рывок приведет к обрыву элементов. К его включению следует прибегать только при необходимости быстрого снижения скорости во избежание наезда на людей или столкновения с другими транспортными средствами. Одновременно с использованием ручника нужно выключить зажигание и перейти на низкую передачу. Для КПП это вредно, но подобное действие поможет избежать угрозы для жизни и здоровья водителя и пассажиров.


Как остановить авто на разных типах дорог


Чтобы избежать неблагоприятных последствий, при неисправности тормозной системы, важно уметь правильно съехать с дороги. В населенном пункте, например, бордюр окажет дополнительное сопротивление движению авто. Притершись одной автомобиля к бордюрному камню, можно значительно снизить скорость. 

На затяжном спуске понижайте скорость, постепенно переключая передачи с более высокой на низшую. В условиях сильно пересеченной местности постарайтесь достичь следующего подъема по обочине, по откосу или встречной полосе движения, а когда скорость упадет почти до нуля, поставьте машину поперек дороги, включив задний ход или первую передачу, а также ручной тормоз. Это не даст машине покатиться назад.

Если добиться остановки не удается, нужно предупредить об опасности остальных участников движения, подавая звуковой сигнал или переключая свет фар.


Похожие статьи